20 Февраль 2021

Рассказ о пензенском бронепоезде пополнил проект «Инженеры Победы»

В рамках проекта «Инженеры Победы», активно поддерживаемого Союзом машиностроителей России, Фестиваль «От Винта!» продолжает сбор и систематизацию данных о деятельности предприятий, трудовых и научных коллективов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны.

Работа Анны Рехачевой, менеджера бюро по связям с общественностью АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова», подробно рассказывает о героической работе пензенских инженеров-железнодорожников по созданию бронепоездов.

Немного истории. В августе 1941 г. Пензенский обком ВКП(б) поставил перед инженером паровозного депо станции Пенза-1 Николаем Кузьмичем Безруковым (в последующем руководителем работ) задачу — силами паровозоремонтных мастерских и депо станции Пенза-1 построить бронепоезд.

Выполнять поставленную задачу инженеры должны были фактически «с нуля», так как для постройки не было никакой технической документации, а в соответствии с графиком работ на подготовительные операции отводилось всего семь дней. За это время нужно было разработать техническую документацию, заготовить материалы и т. д. Николай Безруков: «Выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение».

Вскоре выяснилось, что на станции Пенза-I стоит бронепоезд, осмотр которого значительно облегчил проектирование, но было решено не просто повторить конструкцию, а существенно ее улучшить. Именем бронепоезда стал лозунг тех дней — «Смерть фашизму!». Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.

Командир бронепоезда Б. А. Текучев говорил: «Наш бронепоезд сделан на совесть. Это подтверждено испытательным обстрелом и обкаткой. Мы получили от строителей бронепоезда — железнодорожников Н-ского узла — наказ: громить без пощады немецких оккупантов! На этот наказ мы ответим делом в первом же бою».

В первый бой бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела, но погибли локомотивная бригада и паровоз. После недельного ремонта в Пензе, он сразу же отправился на фронт.

Известно, что бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный пензенскими железнодорожниками, участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронте. В начале 1943 года следы его теряются. Есть версия, что он погиб в тяжелейших боях под Сталинградом.

Больше материалов и интересных подробностей о работе пензенских инженеров-железнодорожников читайте в работе Анны Рехачевой «Пензенские железнодорожники» по ссылке: http://smert_fashizmu.tilda.ws/

 

Источник - http://prom.pnzreg.ru/news/obshchestvo/5162/